Несмотря на массированную националистическую «накачку» как в России, так и в Украине, многие мобилизованные с обеих сторон по-прежнему не желают убивать и умирать за интересы государства и капитала.
Информация об отказах воевать и дезертирстве поступает теперь реже, чем в первые месяцы военного конфликта, потому что власти и послушные им СМИ делают все, чтобы замолчать такие сообщения. К тому же они с регулярностью «опровергаются» власть имущими. Тем не менее, отдельные «просачивающиеся» сведения позволяют представить себе и общую картину.
Так, российские власти отрицают информацию о том, что отказавшихся воевать российских солдат заключают в специальные лагеря. О таких случаях заявляли правозащитники. Правозащитный центр «Агора» сообщал о 280 военнослужащих, которых на протяжении двух недель содержали в тюремном подвале в регионе Луганска, оказывая на них давление и подвергая их угрозам. По прибытии домой мужчины подали заявления в СК РФ о совершении в отношении них преступлений. 18 отказников содержались в подвале в поселке Завитне Бажання в регионе Донецка.
В свою очередь, ASTRA сообщила, со ссылкой на родственников, о 88 российских мобилизованных, отказавшихся продолжать воевать в Украине и насильно помещенных на территории бывшего детского лагеря «Березка» в селе Макарово в Луганском регионе. На них тоже оказывалось давление (https://assembly.org.ua/ross-mobilizovannyh-otkazavshihsya-voevat-na-har…)
Российский президент Путин отрицал эту и другую информацию этого рода, заявив: «У нас даже нет никаких лагерей, зон и так далее. Это все чушь, это фейки, которые не имеют под собой никаких оснований».
15 декабря телеграм-канал «Черная книга капитализма» сообщил, что изолятор для отказников в селе Зайцево на границе Луганского региона с Белгородчиной и Харьковщиной всё-таки закрыли, столкнувшись со стойкостью отказников и публичной оглаской. Почти всех из примерно 300 содержавшихся в нем вывезли в российский тыл. Им пообещали отправить их на службу в тыловых частях и больше не возвращать на передовую. Некоторых из примерно 90 человек, содержавшихся в Макарово, тоже уже отправили в российский тыл (https://t.me/black_book_of_capitalism/5181)
Тем временем, в России вынесли первые приговоры по статьям о дезертирстве и самовольном оставлении части во время мобилизации. Приговоры вынесли в Мурманске, Нижнем Новгороде и подмосковном Солнечногорске. Военные из Нижнего Новгорода и Солнечногорска получили условные сроки, какое наказание назначили в Мурманске, пока неизвестно (https://zona.media/news/2022/12/16/tri_prigovora).
Первые дела против мобилизованных, не желающих воевать, появились осенью, а уже зимой — первые приговоры. «Медиазона» изучила решения военных судов с начала 2022 года: с января по начало декабря в суды поступило 948 дел о самовольном оставлении части. Особенно заметный рост начинается с лета (https://t.me/mediazzzona/10288).
В украинской армии, судя по отрывочным сообщениям, тоже далеко не все ладно, и вовсе не все горят желанием «сражаться за отечество». Украинский военнослужащий Сергей Костячук, попавший в российский плен, рассказал о множественных ссорах и спорах в рядах ВСУ между солдатами и командующим составом. При таком развитии событий украинские командиры угрожали несогласным с ними солдатам военным трибуналом и расстрелом из пулеметов (https://ura.news/news/1052608960).
Как бы то ни было, сам за себя говорит следующий факт: 13 декабря парламент Украины проголосовал за законопроект 8271, ужесточающий наказание за неповиновение военнослужащих — открытый отказ выполнить приказ начальника, невыполнение приказа начальника по другим причинам, угрозу убийством или причинением телесных повреждений или побоев начальнику, самовольное оставление воинской части или места службы, дезертирство, самовольное оставление поля боя во время боевой задачи или отказ во время боя действовать оружием. Предусматриваются следующие наказания: за неповиновение — от 3 до 10 лет тюремного заключения, за неисполнение приказа — от 3 до 7 лет, за угрозу или насилие в отношении начальника — от 5 до 10 лет, за самовольное оставление части или места службы — от 5 до 10 лет, за дезертирство — от 5 до 12 лет лет тюрьмы, за самовольное оставление поля боя или отказ действовать оружием — от 5 до 10 лет тюрьмы. Возможность условного срока и досрочного освобождения исключается (https://t.me/kharkovgde/7904)
___________________