
Как проходит мобилизация солдат в путинской России? С каким принуждением, притеснениями и давлением сталкиваются мужчины призывного возраста, отправляемые на фронт? Как на всё это реагирует российское население, и в частности рабочий класс? Поскольку мы часто задаёмся подобными вопросами, мы также обратились к анархисту из России, чтобы получить более ясную картину. Он кратко обрисовал ситуацию.
Цензура и военная пропаганда, развязанные путинским режимом, стремятся скрыть от мира шокирующую реальность. С другой стороны, мы видим проукраинскую военную пропаганду, которая описывает российское население как массу преданных сторонников путинизма, добровольно рвущихся на войну. Порой действительно сложно увидеть и понять реальность во всей её полноте. Именно поэтому мы считаем свидетельство нашего товарища из России весьма полезным инструментом, который может быть нам полезен.
Заметки на тему мобилизации в России
Вообще, стоит сразу отметить, что у россиян в целом довольно пацифистский менталитет. Ещё с советских времён многие повторяли фразу: «Лишь бы не было войны». Многие современные россияне пережили коллективную травму после войн в Афганистане и Чечне. Об этом даже сложены популярные песни, отражающие бессмысленную гибель вчерашних школьников. И многие россияне категорически не хотели повторения этого болезненного опыта. Даже лояльные путинскому режиму (до 2022 года, конечно) использовали аргумент о том, что Путин якобы «обеспечил мирное небо над головой». Очевидно, что существует значительное милитаристское меньшинство, которое сейчас пользуется в России своего рода информационной монополией благодаря военной цензуре, но оно явно не большинство.
Тем не менее, стоит отметить, что обратной стороной российского пацифистского менталитета является такая негативная черта, как мещанство. Россияне против войны, но не готовы активно ей противостоять. Это особенно актуально в ситуации, когда правительство ввело строгую военную цензуру, массово сажает людей за критику военных действий России и жестоко разгоняет антивоенные протесты, арестовывая десятки тысяч человек. В таких условиях среднестатистический россиянин, скорее всего, будет вести себя сдержанно и не будет высказывать свою точку зрения. Именно поэтому многие опросы общественного мнения утверждают о высокой поддержке войны и Путина: однако это ложные данные, поскольку тем, кто «за», нечего бояться, а те, кто «против», рискуют потерять свободу при нынешнем режиме. Но ещё меньше людей готовы прямо идти на войну. Путин это понимает и поэтому старается проводить менее драконовскую мобилизацию, чем на Украине. В первую очередь это затрагивает не Москву, а провинции, где огласка сообщений о жертвах войны будет минимальной.
При этом правительство Путина пытается действовать хитро: формально оно не отправляет на фронт молодых людей, отбывающих обязательную военную службу. Но при этом этих людей, уже призванных на военную службу, фактически принуждают подписать этот контракт. Ведь в российской армии широко распространены унижения, пытки и издевательства над подчиненными. Известны громкие случаи гибели молодых людей во время прохождения срочной службы из-за невыносимых условий или получения травм в результате побоев. Всех этих людей фактически берут в заложники и шантажируют, заставляя «добровольно» идти на войну. Известны также случаи, когда российские власти обманывали случайных людей, уговаривая их якобы «уйти на заработки», а затем, заставив подписать поддельные документы, отправляют на фронт, даже не поставив в известность их близких.
Россияне не хотят идти на войну, поэтому многие из них не являются в военкоматы; многие даже пытаются симулировать болезнь. Например, я знаю одного моего бывшего однокурсника, который был отличником и смог поступить в университет. Но, получив повестку, он решил сломать ногу… Многие также предпочитают избегать мобилизации путем выезда за границу, но российское правительство теперь пытается закрыть эту возможность к 2026 году.
Протесты против мобилизации имели место, например, в Дагестане. Отдельно стоит отметить движение жён мобилизованных солдат, которые даже вышли на протест к стенам Кремля. Это особенно примечательно, учитывая, что некоторые из них изначально поддерживали войну, а теперь требуют демобилизации солдат. В основном это были мирные пикеты, которые, тем не менее, привлекли широкое внимание.
Встречались и более жестокие формы протеста против мобилизации, такие как поджоги и нападения на военкоматы по всей стране. Один из таких инцидентов произошёл в городе Усть-Илимске с участием Руслана Зинина. Руслан Зинин, водитель лесовоза из Усть-Илимска, потерял своего 19-летнего школьного друга Данила, проходившего срочную военную службу, в самом начале войны, в марте 2022 года. После объявления мобилизации Зинин узнал, что его двоюродный брат получил повестку.
26 сентября 2022 года Зинин, опасаясь за судьбу младшего брата, пошёл в военкомат и, по словам очевидца, пытался выяснить, почему его другу пришла повестка, хотя он не служил в армии. В ответ военкомат оскорбил Зинина. В тот же день Руслан снова пришёл в военкомат, на этот раз с обрезом, и открыл стрельбу. В результате он был приговорён к 19 годам лишения свободы.